Массив знаний об организации учета музейных ценностей имеет свою историю. Например, такая общеизвестная (и даже банальная!) истина, как необходимость нумеровать предметы последовательными не повторяющимися номерами, была осознана окончательно только в первой четверти двадцатого века, и к этому простому на первый взгляд выводу музейный мир и мир коллекционеров шел долго и последовательно.
Показательным примером эволюции знаний об учете музейных ценностей могут служить учетные документы Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского Российской Академии наук (ГГМ РАН) примеры которых приводятся ниже.
Исследователи – ученые и коллекционеры XVIII и XIX веков не считали необходимым иметь даже простые учетные книги своих коллекций, ограничиваясь нередко лишь этикетками к образцам. Известна, например, большая минералоги ческая коллекция Екатерины Романовны Дашковой, насчитывавшая в свое время более 15 000 образцов, переданная в начале XIX века в Московский университет, каталога которой, по-видимому, не существовало. В архивах ГГМ РАН имеются каталоги палеонтологических коллекций середины XIX века, в которых отсутствуют даже номера образцов. Авторы этого собрания ограничились лишь видовыми названиями окаменелостей, указаниями места их взятия и их геологического возраста.
Как правило, в каталогах XVIII–XIX вв. под одним номером фигурируют по 3–5 и даже 20 и более предметов. Таковы каталоги коллекций графа Н.П. Румянцева, профессора МГУ Г. Щуровского, московской купчихи Л.П. Прохоровой и другие. В каталоге старого Московского университета (1856 г.), составленного Г. Щуровским, весь массив геологических, минералогических и палеонтологических образцов разделен на коллекции по территориальному, именному (персональному) или систематическому принципам. Внутри каждой коллекции образцы нумеруются цифрами 1, 2, 3 и т.д. Таким образом, различить предметы разных коллекций по номерам невозможно. Это можно сделать только по цвету наклеенных на образцы бумажных номеров. Когда цвета номеров разных коллекций совпадают, разделить похожие предметы, имеющие одинаковый номер, становится весьма затруднительно. Впрочем, такой задачи коллекционеры в то время и не ставили. Лишь позднее, в начале ХХ века, была осознана необходимость не повторяющихся номеров, и для коллекций Н.П. Румянцева и Л.П. Прохоровой в 30-е годы ХХ века были составлены новые каталоги.
С течением времени нумерация музейных предметов усложнялась. Например, в музеях Академии наук использовались и используются до настоящего времени номера типа «28/354», где первой цифрой обозначается номер коллекции, а второй – номер предмета внутри коллекции.
Учетная документация в музеях XIX – нач. XX вв. в большинстве случаев ограничивалась единственной книгой записи, т.е. этим же каталогом. Единой системы учетных документов (актов, журналов, книг), связанных между собой взаимными ссылками, не существовало. По мере развития знаний о закономерностях учета музейных ценностей множилось количество учетных документов, постепенно образующих все более сложные системы. Общегосударственная система учета в России еще не была разработана, поэтому в музеях разного ведомственного подчинения функционировали свои собственные системы, сохранившиеся в ряде ведомственных музеев до настоящего времени.
К концу тридцатых годов в России была опубликована и начала внедряться общегосударственная система учета музейных ценностей, которая действует и сейчас. В настоящее время разрабатывается новая редакция Инструкции. В процессе стремительной дифференциации научного знания, когда на наших глазах рождаются новые отрасли музейного дела (музейная педагогика, музейный дизайн), можно ожидать, что и для учетно – хранительской деятельности будет разработано теоретическое обоснование, и она оформится со временем в самостоятельную отрасль научного знания.
Стратегический партнер журнала "Мир Музея".
Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Автор статьи: Л.Л. Брюшкова