go to partnersЦелью проверки наличия музейных коллекций является упорядочение учетной документации и получение реальной информации о наличии музейных предметов и музейных коллекций. Организация проверки, т.е. её порядок, методика, время проведения, сроки и другие вопросы обсуждаются и утверждаются протоколом ЭФЗК музея. Комиссия по проверке назначается приказом директора музея. Проверка наличия проводится на определенную дату, до которой просчитываются записи в учетной документации. Например, проверка проводится в 2006 году, а дата проверки определена «по 31 декабря 2005 года».

Результаты проверки наличия музейных коллекций основных фондов всех музеев утверждаются приказом федерального органа управления в сфере культуры. Результаты проверки научно-вспомогательных фондов музеев (в том числе и муниципальных) утверждаются органами управления в сфере культуры субъектов Российской Федерации (кроме музеев федерального подчинения).

Технология проверки музейных фондов может проводиться по-разному в разных музеях, поскольку определяется размером коллекций, состоянием учетной документации, количеством хранителей, состоянием хранительского оборудования и т.д., индивидуальными для каждого музея. В конечном итоге проверяется наличие предмета, его сохранность и соответствие записей об этом предмете в первичной учетной документации музея: в актах приема на ответственное хранение, в книгах поступлений, в инвентарных книгах и в специальных инвентарных книгах.

Разработанные формы документов по итогам проверки, предусматривают поколлекционную проверку наличия. Таким образом, в подсчеты должны войти все предметы данной коллекции, имеющей определенный шифр. Все предметы этой коллекции должны быть записаны в книгу поступлений полностью, а подавляющая их часть или все целиком должны пройти II ступень учета и запись в инвентарной книге (во всех её томах на дату проверки).

Если большая по объему коллекция находится на ответственном хранении у нескольких хранителей, рекомендуется составить промежуточные внутримузейные акты проверки на каждого хранителя, а затем оформить общий единый акт проверки данной коллекции, суммировав результаты всех внутримузейных актов по данной коллекции и указав в общем акте, за какую часть коллекции отвечает каждый хранитель.

Маленькие музеи с небольшим основным фондом могут оформить единый акт проверки на весь основной фонд в целом.

По результатам проведенной проверки наличия коллекций в музее оформляется пакет документов, включающий в себя следующие документы, которые представляются в виде оригиналов-подлинников.

Сопроводительное письмо

Акт проверки наличия, состоящий из текстовой части, таблиц фиксации итогов проверки по книге поступлений, по инвентарям II-ой ступени и по специальным инвентарям, а также приложений к акту проверки, сопровождаемых документамиобоснованиями (приложения 2,3,4).

Протокол заседания ЭФЗК музея, на котором утверждались итоги проверки (приложение 4).

Протокол заседания коллегии органа управления культуры субъекта Российской Федерации или федерального ведомства, в ведении которого находится музей. В документах по проверке наличия коллекций обязательно указывается организационно- правовой статус музея [см. «Закон о Музейном фонде ...», статья 26]. Материалы по проверке наличия фондов музеев, не являющихся юридическими лицами, могут представить учреждения, в структуре которых эти музеи находятся.

Порядок оформления документов по проверке наличия музейных коллекций и формы (образцы) этих документов указаны в письмах Минкультуры России:

от 02.06.98 № 01-109/16-25,

от 09.03.99 № 01-50/16-25,

от 23.01.01 № 01-19/16-25,

от 26.12.02 № 01-157/16-25.

В данном руководстве мы остановимся только на тех ситуациях, которые вызывают вопросы у большинства сотрудников музеев, проводящих проверку наличия коллекций.

 


 

Независимая оценка предметов старины, переоценка музейных ценностей.

 


 

Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

go to partnersУказания на места хранения музейных предметов, которые встречаются во многих учетных документах, должны быть краткими и информативными. Для этого можно использовать шифр, включающий в себя указания на помещение, в котором хранится музейный предмет, на предмет мебели и на полку (ящик), где лежит данный предмет.

Чтобы зашифровать место хранения любого музейного предмета, необходимо пронумеровать не повторяющимися номерами все помещения (комнаты, залы, подвалы, антресоли, коридоры и т.д.), где хранятся или экспонируются музейные предметы, и все предметы музейного оборудования (шкафы, стеллажи, витрины, колонки, сейфы, комоды и т.д.), в которые помещены данные предметы. Если шкаф или витрина переносятся в другое помещение, их номер за ними сохраняется. Должны быть пронумерованы также полки и лотки в шкафах и стеллажах. Рекомендуется на каждом из выдвижных лотков указывать одновременно и номер шкафа, чтобы в случае выноса лотка в другое помещение он мог вернуться на место, например, «шкаф 56, ящик 12».

Необходимо составить планы всех помещений с указанием размещенных в них шкафов. Рекомендуется также завести журнал учета музейного оборудования.

После того, как нумерация помещений, шкафов и полок будет закончена, шифр места хранения музейного предмета составляется легко. Он может выглядеть как «3-28-4», где 3 – номер зала, 28 – номер стеллажа и 4 – номер полки, на которой хранится (или экспонируется) музейный предмет. Очевидно, что крупные напольные предметы или картины на стене зала N 3 будут иметь шифр места хранения «3-0-0».


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

В собраниях практически всех музеев имеются материалы на бумажных носителях, связанные с именами известных людей и различных учреждений, с событиями прошлого, а также другие материалы, вписывающиеся в научную концепцию музея. Этими материалами могут быть личные письма, записки и дневники, деловые бумаги, фотографии, рукописные варианты будущих публикаций, оттиски статей, рисунки, шаржи, наброски и другие документы и изображения. Учет архивных материалов определяется правилами работы с архивами, которые изложены в следующих документах:

— федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (№ 125-ФЗ от 22 октября 2004 года),

— «Регламент государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации» (приказ Росархива № 11 от 11.03.97),

—«Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР», М., 1990, 48 с.,

— «Основные правила работы ведомственных архивов» (приказ Главархива СССР от 05.09.1985 № 263).

Учет архивных музейных материалов на уровне второй системы учета, отличается от правил учета музейных предметов.

Весь массив документов, принятых в основной фонд и записанных в книгу поступлений, делится на фонды, каждый из которых посвящен определенной теме. Чаще всего фонды посвящаются отдельным личностям, учреждениям или каким-либо значительным событиям. Принципиальным отличием архивного учета от музейного является возможность пополнять уже имеющийся фонд вновь поступающими документами. По мере роста количества документов внутри фонда могут быть выделены описи, например, внутри персонального фонда формируется отдельная опись «Личные письма». В отдельную опись внутри архивного фонда могут быть также выделены документы, поступившие в данный фонд единовременно единым комплексом.

Архивный фонд по мере его роста может быть разделен на два или несколько фондов, и наоборот – несколько небольших фондов слиты вместе.

 


Департамент независимой оценки музейных коллекций, предметов старины.

Стратегический партнер журнала "Мир Музея".

Звоните: (495) 636-28-62


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

Шифры специальных инвентарей состоят из двух литер, каждая из которых имеет следующие значения.

А – предметы нумизматики.

Б – предметы (кроме нумизматики), полностью состоящие из драгоценных металлов и драгоценных камней.

В – все предметы, частично состоящие из драгоценных металлов и драгоценных камней.

З – золото,металлы платиновой группы, драгоценные камни.

С – серебро.

 

Таким образом, шифры специальных инвентарей строятся следующим образом:

АЗ – предметы нумизматики, полностью состоящие из золота, металлов платиновой группы и/или драгоценных камней.

АС – предметы нумизматики, полностью состоящие из серебра.

АВ – предметы нумизматики, частично состоящие из золота, металлов платиновой группы, драгоценных какмней и серебра.

БЗ – предметы (кроме нумизматики), полностью состоящие из золота, металлов платиновой группы и/или драгоценных камней.

БС – предметы (кроме нумизматики), полностью состоящие из серебра.

ВЗ – предметы (кроме нумизматики), частично состоящие из золота, металлов платиновой группы и/или драгоценных камней.

ВС – предметы (кроме нумизматики), частично состоящие из серебра.

Если в составе предмета присутствуют все драгоценные материалы, то шифр специального инвентаря в первую очередь определяется по золоту, металлам платиновой группы и драгоценным камням.

Правила учетной обработки музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, указаны в Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР ( М., 1987).


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

Масса драгоценных камней, к которым относятся алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, александриты и жемчуг «ориенталь», оценивается в каратах с точностью до 0,01 карата. Один карат (1,00 карат) составляет 0,2 грамма.

Масса драгоценных металлов, к которым относятся золото, серебро и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), оценивается в граммах с точностью для золота и металлов платиновой группы до 0,01 г и для серебра – 0,1 г. Для драгоценных металлов введено понятие массы «в лигатуре» и «в чистоте», а также понятие «проба». Как известно, золото и серебро химически чистыми практически не бывают, а являются, по – существу, сплавами. Например, золото, из которого выполнены предметы, хранящиеся в музеях, всегда содержит в небольших количествах серебро, медь и другие примеси, а серебро может содержать медь и другие металлы. Проба указывает, какое количество химически чистого драгоценного металла приходится на тысячу частей сплава. Например, проба золота «596» означает, что на 1000 частей опробируемого металла приходится 596 частей химически чистого золота, а 404 части составляют другие металлы-примеси. Таким образом, доля чистого драгоценного металла составляет 0,596 или 59,6 %.

Рассмотрим случай, когда масса золотого сплава в музейном предмете составляет 10 грамм, а его пробность «950». Масса металла-сплава без учета пробности называется «масса в лигатуре», и в данном примере она составляет 10 грамм. Если массу «в лигатуре» умножить на показатель пробности, получим массу химически чистого золота в музейном предмете или «массу в чистоте»:

10 грамм х 0,950 = 9,50 грамм.


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

Страница 1 из 2

Яндекс.Метрика